Технологию проблемного диалога с элементами ролевой игры хорошо иллюстрирует урок русского языка в 6 классе.

Склонение и употребление количественных числительных

 

Тема: "Склонение и употребление количественных числительных"

Цели:

Образовательные: расширение познавательной сферы, отработка умений правописания и употребления в речи количественных числительных.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие мышления через сопоставление различных языковых единиц, развитие рефлексивных умений через проведение взаимоанализа, представления собственных достижений.

Воспитательные: воспитание любви к языку, умения ориентироваться в социуме. 

1. Столкновение с проблемой, выяснение темы урока

Запись на доске: "Из репортажа на сайт школы ученицы 6А класса":

"В олимпиаде по русскому языку приняли участие около сто сорок учащихся нашей школы,  из них семнадцать из нашего класса, еще двое девочек тоже хотели принять участие, но не смогли, потому что заболели".

Нахождение ошибок, определение темы урока, постановка целей и задач, предвосхищение результата деятельности.

Предложение провести урок в форме игры. Социальные роли: учитель - продюсер телеканала, учащиеся распределяются по группам, выбирают режиссера, исполнителей, журналистов, редакторов отдельных передач.

В ходе урока будет выявлен рейтинг передач, по результатам которого учитель совместно с учениками и выставит оценки в журнал.

Программа передач на сегодня:

1. Пресс-конференция.
2. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!
3. Производственная гимнастика.
4. Званый ужин.
5. Криминальные вести.
6. Очевидное-невероятное.
7. Архивариус.
8. Итоги.

2. Пресс-конференция. (Актуализация изученного).

Индивидуальная форма работы.

По одному представителю от каждой команды приглашаются на пресс-конференцию. Они отвечают на вопросы команд противников.

3. Совещание. (Совместное исследование).

Коллективная форма работы.

Запись на доске:

1. Найдите ошибки и запишите словосочетания в исправленном виде.

С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам, шестеро учениц, с обоих улиц.

2. Выполните тест.

1. Сложным является числительное:
а) сто пятнадцать;
б) тридцать шесть;
в) сорок;
г) двести.

2. Составным является числительное:
а) девяносто;
б) шестнадцать;
в) семьсот четыре;
г) пятьдесят.

3. Есть ошибка в образовании сложного
числительного:
а) двумястами;
б) пятистами;
в) девятисот;
г) трёмстам.

4. Нет ошибки в образовании составного
числительного:
а) в девятистах двадцати четырёх шагах;
б) в девятиста двадцати четырёх шагах;
в) в девятьсот двадцати четырёх шагах;
г) в девятьсот двадцать четырёх шагах.

Производственная гимнастика.

Проведение физкультминутки под демонстрацию отрывка из мультфильма "38 попугаев":

Раз - мы встали, распрямились. два - согнулись, наклонились, три - руками три хлопка. А четыре - под бока. Пять - руками помахать. Шесть - на место сесть опять.

4. Званый ужин. Криминальные вести. Очевидное-невероятное. Архивариус. (Решение частных задач).

Групповая форма работы.

Поработайте в группах, задайте друг другу вопросы, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, запишите цифры словами. Прочитайте полученный текст.

Званый ужин

Сем...  сл...нов

Что п...дать к праз...ничному столу? Конеч...но, торт! Его можно испеч... всего из 350 г муки, 250 г кефира, 200 г сахарного песка и 2 яиц.

Разотрите яйца с 200 г (то есть 1 стаканом) кефира, 1 стаканом варенья и 350 г (2 стаканами) муки. Добав...те чайную ло...ку соды, обсыпьте форму манной крупой и выпекайте корж.

Торт получится на славу!

Криминальные вести

Гражданка Мухина, найдя кошелек с 562  рублями, пр...обрела сам...вар стоимостью около 250  рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на су...у свыше 340 рублей. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено р....скошное уг....щение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но  гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590  рублей, потраченных на таких гостей!

Очевидное-невероятное

Упр.217.

Планета Марс названа так древними римлянами в честь бога войны. Марс обращается вокруг Со...нца на ра...тоян... большем, чем Земля. Он завершает облет Солнца за 687 з...мных суток.  

В полдень на экваторе Марса т...мпература иногда повышается до плюс 20  градусов. Но по ночам всюду холодно: температура – минус 80 градусов.

Архивариус

Работа с информацией. Из разных источников (система Интернет, словари): найти и выписать интересные факты, связанные с употреблением в речи количественных числительных.

5. Итоги урока и организация домашнего задания.

Групповая форма работы.

Совместное оценивание работы групп по листам самооценки.

Домашнее задание: выполнить упр.229 или подготовить  проект (статистический отчет класса) упр. 233.

6. Рефлексия.

Индивидуальная

Отвечаем на вопросы:

На уроке интересным было…

Мне понравилось…

У меня получилось…

У меня не получилось…

Успешными были мои действия…

На будущее мне нужно учесть…

Я ухожу с урока с настроением….

 

Этап работы

Вид деятельности

Система оценивания (балловая)

(максимально -5б)

правильность

(максимально -1б)

общение, речь

(максимально -1б)

работа в команде: организация, выбор

2

Пресс-конференция.

(Актуализация изученного)

индивидуальная

 

 

 

 

3

Совещание.

(Совместное исследование)

коллективная

 

 

 

 

4

Званый ужин.

Криминальные вести.

В гостях у математики

Архивариус.

(Решение частных задач)

групповая

 

 

 

 

 

 

5

Итоги.

(Рефлексия)

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока (файл .docх 21,4 КБ)